Статьи

«Уволит» ли джоуль кормовую единицу?
27 апреля 2011


В животноводстве республики, и в частности в молочном скотоводстве, в последние годы все отчетливее прослеживается настоящая технологическая революция. И по мере того, как она набирает размах, все быстрее преодолевается долголетнее топтание на месте, растет продуктивность стад. Этому способствовала прежде всего массовая учеба руководителей и специалистов лучших хозяйств на передовых фермах Европы, где за лактацию надаивают на корову и по 10, и по 15 тонн молока.
Мы попросили поделиться своими соображениями на сей счет заместителя председателя Минского облсельхозпрода по животноводству, кандидата сельскохозяйственных наук Александра ЛАПОТКО. Вот что он рассказал.

- Когда производственники стали глубже вникать в зарубежную практику, а мне и самому довелось побывать с этой целью во многих странах, то увидели, что мы просто не учитываем физиологию питания животных. И когда еще неосознанно, так сказать, на ощупь стали примерять у себя какие-то неординарные западные приемы, увидели, что они очень даже эффективны. Фермеры не могли нам объяснить таких тонкостей, поскольку и сами глубоко их не знали. Но с ними там работают грамотные консультанты, которым платят в зависимости от эффективности их рекомендаций.
Так вот этот западный опыт и дал республике столь стремительную динамику роста надоев. В частности, хозяйства Минской области повысили продуктивность дойного стада в 2004 году -- на 560, в 2005-м -- еще на 760, в 2006-м -- на 580 килограммов молока. Нынче ставим задачу преодолеть пятитысячный удой в целом по области, что на 500 с лишним килограммов выше прошлогоднего. А стадо немалое. В нем насчитывалось 276 тысяч коров, нынче уже прибавили 570 голов, а к концу года увеличим его на две тысячи коров.
Какие новые для нас приемы позаимствовали за рубежом? Прежде всего большинство хозяйств стало переходить с раздельного кормления на кормосмеси, приобретая кормораздатчики-смесители, оборудованные электронными весами, что обеспечивает точный учет рациона. Только в прошлом году Минщина закупила по лизингу более сотни таких раздатчиков, на нынешний год тоже разработана подобная программа, чтобы в основном закрыть этот вопрос.
В западных землях Германии я обратил внимание и на то, что практически все стада летом содержатся не на однотипном кормлении, а на выпасе. Продуктивность коров там составляет девять тысяч килограммов молока в год. И молоко на таких дешевых кормах получается куда дешевле. Оттуда мы и взяли опыт создания многокомпонентных интенсивных пастбищ, которые создали уже во многих своих хозяйствах. Это позволило резко сократить стравливаемые площади, а на остальных -- заготовить больше травяных кормов на зиму, 115 процентов к потребности. И при нехватке зернофуража, обеспеченность которым по области составила только 82 процента, за счет использования такого высокоэнергетического корма, как кукурузный силос, нынешней зимой имеем хороший рост надоев. А смогли расширить посевы кукурузы за счет сокращения общих площадей пастбищ. Ведь многокомпонентные пастбищные травосмеси (райграс, мятлик, овсяница) отрастают в течение 9 дней, в то время как сенокосные (тимофеевка, ежа, костер) -- в течение 26 дней. Вот и считайте выгоду. Так что нынче продолжаем закладку пастбищ с таким травостоем, а к концу пятилетки полностью переведем на них весь скот. Потому что комбикормов для дойного стада не хватает, шроты дорогие, а в сухом веществе таких пастбищных трав энергии и белка содержится даже больше, чем в комбикормах, не говоря уже об их себестоимости. Да и само стадо на выпасах оздоравливается. При однотипном кормлении корова используется до трех лет (больше не выдерживает), а при выпасе -- и пять, и шесть лактаций, у нее идет оздоровление печени, обмена веществ. И такое молоко получается более качественным, в нем содержится меньше мочевины, ацетона. Не случайно в Голландии, скандинавских и других европейских странах существует закон: хотя бы полдня корова обязательно выпасается на травостое.
Да и в целом прежняя наука о кормлении скота сегодня уже не устраивает ни производственников, ни ученых, она давно устарела, потому что не согласуется с физиологией животных. При теперешней продуктивности ни о чем не говорит и само понятие “кормовая единица”. Оно не говорит ни об энергетическом питании, ни о протеиновом, ни об углеводном и т.д. За границей в нормировании используется не какая-то кормовая единица, не крахмальный эквивалент, а такое понятие, как чистая энергия лактации. Это та энергия, которая идет в организме коровы только на образование молока. Путем анализов и определяется, сколько такой энергии содержится в каждом корме. В нашей науке был термин “обменная энергия”. Но он не отражает реальной картины, поскольку часть такой энергии в организме идет на поддержание жизненных функций, на температурный режим тела и т.д. Поэтому такие расчеты норм кормления не подтверждались реальной продуктивностью коров. Значит, и нам надо считать не кормовые единицы, а джоули чистой энергии лактации.
Плохо и то, что у нас пока не учитывается и качество белка. Кроме переваримого протеина, наши зоотехники о нем ничего не знают. А за границей учитывают расщепляемый и нерасщепляемый протеин. Ведь чем больше в рационе коровы нерасщепляемой фракции протеина, тем выше ее продуктивность. А если содержание расщепляемой фракции выше нормы, происходит ожирение, развивается цирроз печени, корова не может покрыться, идет падение продуктивности. Не просчитываются у нас и такие понятия, как сочность рациона, его структурный показатель, что тоже влияет на продуктивность скота.
Мы у себя в Минской области стараемся переломить устаревшую практику и учитывать все эти новые показатели. Разработали и довели до районов и хозяйств “Руководство по производству молока, выращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота”, в котором за основу взяли передовую мировую практику и заложили ее в технологический стандарт. Кроме того, у нас создается электронная программа оптимизации рационов, опять-таки на базе этих новых показателей. Вся область переучена. Прошлой осенью мы даже показали специалистам эффективность использования всех кормовых добавок и методику их правильных расчетов. Потому что многие, используя шроты и минеральные добавки, видели только их стоимость, но ничего не могли сказать об их эффективности, об экономике.
Так что в Минской области джоуль если еще и не полностью “уволил” кормовую единицу, то уже отодвинул ее на задний план. Она у нас используется теперь только для экономических обсчетов, для учета урожая и выявления победителей соревнования на заготовке кормов. А все нормирование кормления скота идет только в энергетических единицах и других показателях питательности корма, которые применяются за границей. В наших нормах кормления используются более 12 новых питательных показателей. Потому что без всей этой кропотливой и системной работы выйти на европейскую продуктивность стад просто невозможно.

Записал Виктор ЛЕГАНЬКОВ



Все новости

© 2012 СП “Унибокс” ООО

Республика Беларусь, 220075, г. Минск, ул. Селицкого 9б

Разработка сайта —