Статьи

Животноводство Беларуси нуждается в переменах
15 апреля 2010

А.М. Лапотко, кандидат сельскохозяйственных наук

Мы с гордостью строим у себя технологическую цивилизацию молочного скотоводства, рассчитывая на грандиозный прорыв в области животноводства. При этом изначально упустили из виду аспект подготовленности кадров, которые просто не смогут понять новых инновационных технологий и быстро освоить достижения науки, на которых базируется эта цивилизация. Это создает предпосылки к тому, что какое-то время на таких технологически оснащенных объектах будут безвозвратно «перемалываться» ресурсы и кадры. Уже сегодня требуется срочное социальное переустройство животноводства и организация квалифицированного научного сопровождения современных технологий, чтобы сочетание невежества и силы не привело хозяйства к катастрофической экономической ситуации.

Будущее – за инновационными технологиями

Из всех факторов, оказывающих наибольшее влияние на состояние экономики сельского хозяйства, пожалуй, самыми важными являются ресурсосберегающие и прогрессивные технологии. Именно эти технологии, базирующиеся на последних достижениях научно-технического прогресса, приведут к эффективным путям хозяйствования.

В мире лидируют те страны, которые первыми перешли и до сих пор используют технологический подход к сельскому хозяйству. Их сельскохозяйственное производство основано на самых современных технологиях, которые повышают продуктивность, снижают затраты и позволяют освободить много умных людей для занятия другим созидательным трудом.

Феномен успеха молочного животноводства Ленинградской области объясняется просто. Там всегда работали сильные специалисты, знающие свое дело. И между прочим, многие из них – белорусы. Они вовремя внедрили современные технологии содержания животных и методы приготовления высококачественных кормов для молочных комплексов, грамотно наладили племенную работу. В результате добились лучших по стране удоев молока.

Следует отметить, что технологии являются главным ресурсом современного рынка, а поэтому становятся самым дорогим его товаром. Обладать технической информацией – сегодня такое же конкурентное преимущество на рынке, как и создать современные средства производства. Важно не только с чем работать, но и как.

История доказывает, что, если новая технология экономически оправдана, рано или поздно она закрепится на рынке.

Технология – это то, что приходится делать Вам, если Вы не устроили так, чтобы это делалось само. А если быть точнее: не хочешь думать – бегай!

Технологии должны иметь четкий статус, под которым понимаются такие организационно-экономические и правовые условия, как форма и порядок построения, механизм разработки и доведения до исполнителей, обеспечение двухсторонней заинтересованности (разработчика и исполнителя), соответствие требованиям стандартов и сертификатов.

Рентабельность животноводства всегда повышали те, кто мог использовать свой разум, то есть имел мужество улучшать уже имеющиеся технологии, ставил цели, наблюдал и не боялся изменять и изменяться.

Именно переход к высокотехнологичному сельскому хозяйству является ключом к процветанию страны.

Трудности перевода, переходящие в борьбу с последствиями

Многие руководители ожидали, что, построив суперсовременные животноводческие комплексы, обеспечив их новейшим оборудованием и в целом затратив весьма приличные государственные деньги, можно «откупиться» от большинства проблем. Это опасное заблуждение! Переход на инновационные промышленные технологии содержания животных принесет новые, порой незнакомые до сих пор проблемы – их еще придется учиться решать!

Венец проектной оптимизации – фантазия без продуманных решений

Удивительно, что сегодня происходит в производстве молока. Сюда вкладываются средства в головокружительных масштабах, что вызвано спросом на продовольственном рынке и аграрно-политической поддержкой. Это вполне логично и даже похвально. Вместе с тем, некоторые известные мне хозяйства выкладывают себе дорогу в экономический тупик, так как строительные проекты не планируются и не реализуются тщательнейшим образом. Сколько раз приходилось объяснять специалистам, что сначала нужно проводить технологическое проектирование и оптимизацию логистики в комплексе, а только потом приглашать архитекторов и строителей. Но не наоборот! Такой ситуацией воспользовались чиновники-управленцы, провозгласившие себя специалистами во всех областях. Они не стесняются использовать недостаточную компетентность руководителей сельхозпредприятий и часто навязывают им неправильные решения. Есть хозяйства, где строительство затянулось на 4-5 лет и чуть ли не каждый год проводится перепроектирование. Магическая фраза «так дешевле» все еще продолжает безотказно действовать на многих руководителей. Выстроенный «умельцами», незнакомыми с элементарными физиологическими нормами содержания, доения и кормления скота, технологический процесс приводит к потере молочной продуктивности и репродуктивной функции, возникновению болезней обмена веществ, короткому сроку использования коров в стаде (1-2 года).

«По предварительным расчетам, в 2010-2015 годах предстоит построить 476 молочно-товарных ферм суммарной мощностью около 350 тыс. голов, комплексы животноводческих помещений для молодняка КРС на 480 тыс. скотомест и 38 – для откорма свиней мощностью 180 тыс. тонн. В них потребуется внедрить промышленные методы содержания животных, приготовления и раздачи кормов, доения коров и первичной переработки молока.

С. Шапиро. В новый год с новыми задачами // «Белорусская нива», № 13, 26 января 2010 г.

Есть фермы, построенные по промышленной технологии, где не просчитывается оборот стада по производительным группам. В одних цехах заложен избыток, а в других не хватает постановочных мест. Есть фермы, где все красиво построено, а коровы вместо того, чтобы давать молоко, уже который месяц без ориентации бегают по комплексу (из-за затянувшейся сортировки производственных групп по заболеваемости, продуктивности, упитанности и срокам отела). Часто можно встретить ферму, где строительство и внедрение технологии начали не с «начала», а с «конца». Вот и получается, что коров разместили, а телиться и раздаиваться им негде – «пусть потерпят». Такие промахи ни одна технология выдержать не сможет. А ведь это наносит технологии сокрушительный удар.

Вывод: планируйте и стройте для сегодняшнего дня, но не закрывайте себе путь в завтрашний. Оставляйте потенциал для расширения, чтобы при необходимости увеличить поголовье. Минимизируйте влияние человеческого фактора за счет грамотного проектирования и применения современного оборудования.

Запомним: молочный комплекс надо покупать не у продавцов-поставщиков, а у грамотных технологов! Относиться к проектированию нужно такт, будто это ваша собственность.

Технология – не золотой ключик черепахи Тартиллы и не лекарство от недостатка знаний по ее освоению при плохом качестве кормов. Поэтому не всегда внедрение технологии приводит к ожидаемым результатам. Здесь уместен принцип – «скрипкой гвоздь не забивают».

Консультации по предложенному чиновниками образцу

С самого начала строительства промышленных комплексов не было учтено самого главного – наличия кадров, способных управлять новейшими технологиями. На данном этапе их не оказалось ни в сельхозорганизациях, ни в учебных заведениях, призванных обучать кадры. Поэтому молодые специалисты и работают с оглядкой, в надежде получить хоть какую-либо подсказку.

Сегодня новые знания не поощряются, а наоборот, находят непонимание со стороны отдельных районных и других чиновников из-за действительно низкого уровня их технологических знаний. В такой обстановке любая хорошая инициатива технолога сельхозпредприятия пресекается на корню. Вместо профессиональной консультационной помощи, хозяйственники зачастую получают рекомендации специалистов районного управления примерно такого содержания: «Мы не знаем и не хотим знать, как вы будете получать это молоко, но чтобы завтра оно было». Можно услышать и такое: «В рационы дойного стада ввести хвойные лапки» (это при том, что дойному поголовью с расстроенной функцией печени дубильные вещества противопоказаны). Поступают конкретные запреты на производство собственных комбикормов, на плющение и консервирование влажных зерновых, на покупку ЗЦМ с «чужих» молочных заводов, не подотчетных району. Навязываются преждевременные сроки уборки кукурузы на силос из-за невыполнения прогнозных показателей в других направлениях хозяйственной деятельности и т.д. Такой стиль консультаций подобен «молотку по голове»: раз приказали так действовать, никто не вправе поступать по-другому. Разве это управление? Да, есть еще и человеческий фактор. Если выполняется приказ управленца, который знает и может – это хорошо. Но если выполняется приказ некомпетентного чиновника, который не знает правильного решения проблемы – это уже катастрофа в тех масштабах, в каких распространена его власть.

«Программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы предусмотрено, что необходимо внедрить в республике широко апробированный зарубежный опыт создания хозрасчетных консультационных центров. Предполагается, что базой для этого должны быть районные управления сельского хозяйства, функции специалистов которых ныне практически уже изжиты. Так, учет в сельском хозяйстве ныне ведут статистические органы, а контролирующие – службы Госконтроля. Остается консультационная деятельность».

А. Попков. Аграрные кадры села: состояние, проблемы и перспективы // «Белорусская нива», 1 июня 2006 г.

В медицине прежде, чем прописывать лекарство или другую форму лечения, врач обязательно обследует пациента. Почему же это неприемлемо для руководителя предприятия, районного управленца, когда на рынке труда не так много квалифицированных аграрных специалистов? Быстрое принятие решения лишь на основе эмоций при возникновении какого-то конфликта, без вникания в истинные мотивы поведения работника, приводит, как правило, не только к нарушению этических норм взаимоотношений, но и к потере квалифицированного специалиста.

Отсюда: оцените свое отношение к работнику. Может быть, у Вас предвзятое отношение? Может быть, Вы слишком часто обращаете внимание на негатив вместо того, чтобы стимулировать положительные качества?

Работа специалистов – борьба с последствиями

Каждый год в республике открываются все новые комплексы с промышленной технологией. Однако с переходом содержания коров на условия промышленной технологии наши специалисты никогда не уходили так далеко от природы организма коровы, так грубо не преступали законы ее физиологии, как теперь. Поэтому из года в год проблема нарушений обменных процессов в организме коров возрастает. Среди наиболее частых можно назвать кетоз, молочную лихорадку, ацидоз, мастит, эндометрит и болезни конечностей. Первые 4 заболевания создают наибольшие проблемы в высокопродуктивных стадах и обусловлены изменениями обмена веществ у коров в переходный период и неумением правильно кормить животных в это время.

Появляются новые, ранее не известные проблемы, возвращаются старые, вроде бы, давно побежденные, в 2-3 и более раз сокращаются сроки использования коров в стаде. В сложившейся ситуации, не зная корней проблемы, специалисты кидаются в крайности. Иной раз, ведя борьбу с одной проблемой, провоцируют несколько других, не менее сложных. Незнание всех нюансов технологии и физиологии животного организма приводит к тому, что, чем больше борются с проблемами, тем больше их нарастает.

Работа организма коровы простроена рационально, и все обменные процессы протекают по точному физиологическому «плану». Эту стройную систему из-за отсутствия знаний постоянно нарушают некоторые наши животноводы-технологи. Как правило, происходит это посредством неограниченного кормления – «насильственного» действия в отношении животного. Но даже с варварским кормлением в течение семи месяцев зимне-стойлового периода корова способна давать приплод, реализовывать продуктивность и выйти на пастбище, чтобы независимо ни от кого самой поправить свое здоровье, а заодно и прогнозный показатель хозяйства. Организм коровы обладает удивительной врожденной мудростью и не менее замечательной способностью к самосохранению. Он знает, что ему необходимо, даже когда мы этого не знаем.

«На нынешнем этапе следует изменить десятилетиями отработанную идеологию управленческого труда: работать на общество, а не на свой карман. Сегодня вправе сформулировать по-иному требования к руководителю: развивая хозяйство, работай на законной основе и на свой карман. Это мировая практика».

А. Попков. Аграрные кадры села: состояние, проблемы и перспективы // «Белорусская нива», 1 июня 2006 г.

P.S. Невольно возникает вопрос: много ли руководителей и специалистов сельхозпредприятий сработали «на свой карман», начиная с 2006 года?

«Решить вопрос по исцелению организма коровы» руководство требует быстро с одновременной прибавкой молока. Вот и начинаются поспешные профилактические и лечебные действия, как правило, методом «тыка» – борьба с последствиями. Как результат, источник прибыли хозяйства – «ее величество» промышленная технология попадает в бедственное положение. На построенных комплексах не нашлось средств для приобретения расходных материалов, необходимых для обеспечения и сопровождения технологии.

Сложившаяся мотивация труда – не такая она нужна!

Слово «мотивировать» в переводе с латинского означает «заставлять, приводить в движение». Побуждение бывает внешним и внутренним. С помощью «кнута и пряника» можно побудить сотрудника к желаемым действиям. В реальной жизни во многих случаях «пряники» давно уже «съедены», и с двойным гнетом обрушивается «кнут». Примером могут служить денежные начеты специалистам хозяйств и ферм за снижение сортности молока из-за обнаружения в нем антибиотиков. В то же время за повышение сортности реализуемого молока доплаты не предусмотрены. Чего же стоит ожидать от наемного человека, получающего оплату независимо от того, кипит он в работе или изображает ее? Да и потерять которую не жалко. Что в этой ситуации побуждает специалиста к трудовым свершениям? Да ничего!

Мотивация от размера понесенного хозяйством убытка… «Важным фактором эффективной работы сельхозпредприятий в рыночной экономике является повышение личного интереса руководителей и специалистов в экономических результатах хозяйств. Решать эту проблему намечается посредством выплаты им, кроме базовой тарифной ставки, весомой части дополнительной прибыли (величины уменьшения убытка в убыточных хозяйствах), полученной хозяйством в результате из деятельности по итогам года по сравнению с предыдущим».

С. Шапиро. В новый год с новыми задачами // «Белорусская нива», № 13, 26 января 2010 г.

Более устойчивой является мотивация, которая исходит от самого специалиста и основана на его желании реализовать определенные цели. Это становится особенно выгодным (в условиях частной собственности), когда цели специалистов и цели предприятий совпадают. Основанная на единстве целей мотивация действует дольше и надежнее, чем кем-то навязанные побуждения.

Берегите специалиста! 

Думаю, что найдется немного специалистов, которые в своей работе не сталкивались бы с грубым администрированием, основанном на жестком приказе (без всяких обсуждений) и быстроте его выполнения, принуждении и отсутствии возражений. При таком стиле можно не думать, не подбирать нужных слов, все подчинив «интересам дела». В оценке работы специалистов в ход нередко пускается критика с эмоциональным накалом и угрозой наказания, не только задевающая за живое, но одновременно унижающая и оскорбляющая достоинство человека. Все чаще критика дается не хозяйственной деятельности, а личности. Чем жестче приказ (который часто сопровождается угрозой наказания), тем меньше технологической свободы у специалиста и тем меньше вероятность его качественного исполнения. Заметьте, что заранее виновник всего затеянного и определяет ответчика.

Большинство специалистов протестуют против такого пренебрежительного и неуважительного отношения увольнением (только за 2008 год из сельхозорганизаций Беларуси уволилось 276 руководителей). На их место приходят свежие неподготовленные кадры, которые в такой атмосфере тоже долго не выдерживают. Остаются только те, кто свыкается с повседневной грубостью и невежеством или кому просто некуда больше деться.

«Часто в хозяйствах остаются работать наименее подготовленные специалисты, не нашедшие себе применения в более высокооплачиваемы структурах. Становится очевидным, что при такой ситуации кадровая проблема села никогда не будет решена успешно при любом количестве выпускаемых вузами и ссузами специалистов».

А. Попков. Аграрные кадры села: состояние, проблемы и перспективы // «Белорусская нива», 1 июня 2006 г.

Вывод: четкое разграничение ответственности и уважительное отношение друг к другу – это тоже сильные мотивирующие факторы в повседневной работе.

Неприемлемый исход: эффективной промышленной технологии животноводства у нас рано или поздно наступит конец, если руководитель с технологом, совращенные невежественными, не имеющими отношения к науке учителями, возложат свои надежды на несуществующие в природе законы. Когда они, увлеченные быстротечными иллюзорными успехами (скажем, «плюс к уровню удоя прошлого года»), доверятся применению этих хитро навязанных чиновниками приемов и забудут о реальной экономике и технологии со всеми тонкостями ее обеспечения.

Афоризмы на тему «Почему молодые кадры слабо закрепляются на земле?» (цитаты из заседания коллегии МСХП Республики Беларусь, «БН», 21 апреля 2009 года).

  • От кого во многом зависит судьба молодого специалиста? Станет ли он постоянным профессионалом, уважаемым на селе человеком? Или будет безвозвратно потерян для отрасли, потому что угодит в неслабую «молотилку» и предпочтет не связываться дальше?
  • Любыми судьбами увиливают от обязательной отработки по распределению. В крайнем случае – считают дни и часы до конца отведенного срока.
  • Почему молодые специалисты не «укоренились» на своем первом рабочем месте? Причин великое множество: от худого жилья до прессинга со стороны «излишне заботливых», «чутких» старших товарищей.
  • Должно сказать свое веское «слово» январское Постановление Совета Министров РБ – зарплата на селе пусть и медленно, но пойдет-таки вверх. Так вот, зарплата менее 340 тысяч уже не обещается.
  • Дожили, называется – профессор едет учиться к передовому хозяйственнику!
  • Вузы работают с теми, кого случайно, вынужденно «занесет»?
  • Не пришла ли пора всерьез браться за обновление учебных программ, планов? Готовить специалистов по шаблонам сорокалетней давности – значит выбрасывать на ветер государственные деньги!
  • Главный вопрос, над которым призадумались члены коллегии – каков все-таки процент закрепляемости молодых специалистов? Министр сказал обтекаемо: «Менее пятидесяти процентов». Однако, по данным мониторинга, после двухлетнего срока отработки в сельскохозяйственных организациях остается лишь 37% выпускников вузов, в после четырех лет – лишь 10,7%.
  • Надо, наконец, определиться, сколько оптимально нужно в год отправлять на село отработчиков. И на какой срок? Это тоже немаловажно! Пять лет – много, два – маловато, может, тогда три?
  • Наконец, дать стимул тому, кто отработает специалистом на сельхозпредприятии не менее десяти лет – выделять таковому бесплатно квартиру в райцентре, например…

Умение руководителя работать с кадрами

Проблема с кадрами усугубляется также субъективным подходом к этому важному вопросу. Руководитель, на которого возложена обязанность по подбору кадров, должен либо принимать на работу специалистов, которые по своему образованию, профессиональному опыту и квалификации готовы выполнять свои обязанности, либо ему приходится брать на себя ответственность по их подготовке. Но, как ни странно, на практике такого не происходит. Бесконечная смена кадров в ряде сельскохозяйственных организаций рассматривается как борьба с невеждами, бездельниками, пьяницами и грубиянами. Иногда ситуация вынуждает неустанно проводить перестановку кадров, среди которых нет ни одной кандидатуры для замещения необходимой должности по критериям специальной подготовки и профессионального опыта. В итоге, всегда страдает технология – неудовлетворенность руководителя сложившимся положением негативно сказывается на специалистах, разрушая созидательную атмосферу в ранее благополучных подразделениях.

Пришло время, когда наиболее важны не стучание кулаком по столу с топаньем ног, не грубый напор и натиск со стороны руководителя, а глубокие знания, профессиональный опыт с обеспечением специалиста всем необходимым для успешной работы.

О менталитете… «50% руководителей совхозов и колхозов пришли неподготовленными. Страшно становится за наше село, когда сотни миллионов долларов передаются почти даром руководителям, которые не понимают экономического значения категории «прибыль». Раз государство балует, зачем платить и зарабатывать? Не сломав структуры административного управления села, говорить о прорыве в реформе данного сектора преждевременно».

А. Попков. Выступление на очередной сессии Палаты Представителей, 2 апреля 2006 г.

Технология сильна, когда в умелых руках она

Сегодня в животноводстве республики наука и практика существуют обособленно, практически не имея точек соприкосновения. Об этом отмечалось председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси М.В. Мясниковичем на годичном собрании НАН Беларуси. А между тем, именно сейчас необходимо четкое взаимодействие между учебными заведениями, наукой и агробизнесом.

Сегодня, когда интенсивность использования дойного стада достаточно высока, а такие болезни, как ацидоз, кетоз и некробактериоз, постоянно на слуху у специалистов хозяйств, уже недостаточно придерживаться правил и норм, разработанных в середине прошлого века. Да, традиционная наука привязного содержания с преимущественным кормлением скота грубыми кормами не приводила к возникновению болезней обмена веществ, удлиняла срок использования коровы до 5-6 лактаций и более, но и продуктивность по республике не достигала 3 тыс. кг молока на гол./год. В этих условиях допускалось, чтобы доярка управляла всем технологическим процессом доения. Переход к промышленной технологии с беспривязным содержанием скота позволяет частично устранить влияние на производство молока человеческого фактора (доярки и скотника-кормача) и перейти к управлению технологическими процессами и специалистами сельскохозяйственного производства.

Строить высокотехнологичное производство нужно с подготовки технологов, обеспечивающих эффективную работу. Можно сказать, что речь идет в данном случае о формировании своеобразной модели современного технолога, отдача от которого ничуть не меньше, чем от практического использования модели хозяйственного предприятия.

Вместе с тем, зоотехнические знания, получаемые молодыми кадрами в вузах, давно устарели и идут в разрез с новыми технологиями, сказываясь на эффективности производства. На что способен сегодняшний выпускник? Какую оценку можно дать современной отечественной зоотехнии?

«Не соответствует задачам сегодняшнего дня и система подготовки кадров сельского хозяйства. Как высшими, так и средними учебными заведениями специалисты готовятся без ориентации на конкретного потребителя. Нынешние выпускники теоретически готовы занимать большую номенклатуру должностей, но в первые годы работы чаще не способны квалифицированно выполнять обязанности ни по одной из них.

Крайне слаба материально-производственная база учебных заведений. Большинство новейшей сельскохозяйственной техники изучается не по натуральным образцам, а по плакатам. Технологии завтрашнего дня чаще преподаются, базируясь на технической базе вчерашнего. Специалист в этом случае в хозяйстве оказывается по технической квалификации ниже механизатора, работающего на новейших образцах техники.

А. Попков. Аграрные кадры села: состояние, проблемы и перспективы // «Белорусская нива», 1 июня 2006 г.

Учиться – не значит, что пригодится

Все мы в школе, затем в институте изучали много предметов – нужных и ненужных. Затем в процессе жизни мы продолжаем накапливать огромное количество знаний, опять-таки нужных и ненужных. Но, зная вроде бы много, специалисты не имеют понятия об организме коровы, как о целостной системе, которая способна себя восстановить, исцелить, оздоровить и акклиматизироваться в любых природных условиях. Именно в это и заключается трагедия нашего специалиста-животновода. Ведь, не имея знаний в области физиологии пищеварения, требований животных к окружающей среде, невозможно правильно составить рацион, обеспечить корову комфортными условиями содержания. Принципы организации технологических процессов в тесном согласии с физиологическими правилами организма животного хорошо известны зарубежным специалистам с начальными знаниями в области животноводства и неизвестны нашим зоотехникам с высшим образованием.

Универсальность специалиста предполагает подготовку его для работы не по одной специальности, а по нескольким. Примером может быть агроэкологический факультет БГСХА, выпускники которого распределяются для работы агрономами в сельхозпредприятия, овощеводческие хозяйства и экологические подразделения.

Как считают эксперты, наши учебные программы оторваны от жизни, преподаватели слабо владеют реалиями агробизнеса, традиционные методы обучения неинтересны и препятствуют обучению. В подготовке специалистов отсутствуют элементарные практические навыки и умение принимать самостоятельные решения. Как развивать у студентов аналитическое мышление, если преподаватель сам еще не переосмыслил происходящее в современном животноводстве?

С другой стороны, разрешено ли профессору вуза отклониться от учебной программы и научить студентов по-новому? Конечно, нет! Старые подходы и традиционную науку он обязан преподнести, а на новую не хватает часов. К сожалению, управление образования, науки и кадров МСХП до сих пор не перестроило учебный процесс с учетом последних достижений мировой животноводческой науки и практики с целью подготовки высококвалифицированных белорусских специалистов. На много лет отстают от прогресса в животноводческой отрасли издаваемые сегодня учебные пособия. Наглядны пример – изданное в прошлом году учебное пособие по кормлению сельскохозяйственных животных, которое оказалось новым только по обложке, но старым по содержанию. И все потому, что содержание учебника должно соответствовать утвержденным учебным программам, которые остались прежними.

Это мы не проходили, это нам не задавали

От руководителей хозяйств все чаще можно услышать нарекания, что выпускники высшей школы не готовы сразу влиться в производственный процесс, так как не обладают теми знаниями, по которым шагает современное животноводство. Как правило, на вопрос: «Как провести анализ кормового рациона дойного стада с использованием энергетической оценки?», специалисты отвечают: «Это мы не проходили, таких знаний мы не получали». Конечно, не получали, ведь подобных знаний нет и в вузах, то есть ими не владеет и профессорско-преподавательский состав. В учебных пособиях продолжают излагаться подходы в нормировании питания животных, основанные на кормовой единице. Начиная с 2006 года, вопрос о переводе зоотехнической науки на новый энергетический подход в заготовке кормов и нормировании кормления сельскохозяйственных животных неоднократно поднимался помощником Президента Республики Беларусь, главным инспектором по Минской области Н.М. Иванченко. Но его инициатива так и не нашла поддержки ни в Минсельхозпроде, ни в вузах страны. Этот вопрос обсуждался уже и в «Белорусской ниве» («Уволит ли джоуль кормовую единицу», 24 апреля 2007 г.)… Живучей оказалась кормовая единица во всех учебных заведениях. По-прежнему все отчеты по финансируемым заданиям проходят с «овсяными» единицами. Как и раньше, основное внимание обращается на переваримый протеин и сахаропротеиновое отношение, которые в реальной практике заводят специалистов производства в тупик. В Витебской государственной академии ветеринарной медицины изобрели свой подход: обменную энергию разделили на 10 и назвали ее энергетической кормовой единицей.

Вот в таком упрощенном виде и представляют сегодня в вузовских стенах энергетическую единицу, которую специалисты (да и сами ученые) в своей работе не используют. Мало кто осознал, что энергетическая оценка – это не обменная энергия, разделенная на число 10, а целая система знаний, если хотите, даже наука о ее качестве, преобразованиях, продуктивном действии, поддержании здоровья животных. Это как раз все то, чего нам так сегодня не хватает на промышленных фермах и комплексах.

«Мы слишком консервативны. В животноводстве, например, все еще носимся с архаичным показателем «кормовая единица». Он был принят в СССР еще в 1932 году, когда 3 тысячи литров годового надоя считались достижением. В странах Евросоюза приняты национальные законы о кормах для животных, где оперируют энергетическими оценками кормовой ценности. Ничего не надо изобретать! Надо лишь вспомнить свой прежний опыт или перенять современный – из Франции, например, или Германии. Мы должны оценивать эффективность АПК не прибавкой на полтора-два процента, а двух- и трехкратным ростом. Для этого и критериями должны служить именно мировые стандарты»

Н. Иванченко. Поле пахаря боится // «СБ Беларусь сегодня», № 35, 25 февраля 2010 г.

В странах с развитым животноводством в нормировании кормления сельскохозяйственных животных учитывается:

  • энергия для поддержания здоровья и долголетия коровы,
  • легко ферментируемая энергия для эффективного использования растворимых фракций и протеинов,
  • энергия для эффективной работы микрофлоры рубца,
  • продуктивная (кишечная) энергия.

Между качественными характеристиками энергии удерживается определенный баланс, соответствующий физиологическому состоянию животного и обменным фракциям белка рациона.

При оценке питательной ценности и продуктивного действия кормов учитывается большое число показателей, разработаны специальные методы и приборы для их измерения, которые в нашей стране не применяются. Необходимо создать отечественные аналоги и внедрить их в практику зоотехнических лабораторий. За рубежом физиологически оправданные рационы и подходы в кормлении появились давно (в 70-80-х годах прошлого века) и ряд белорусских предприятий уже успешно их использует.

В сознании как профессорско-преподавательского состава вузов, так и специалистов сельхозорганизаций республики нужно провести «созидательное разрушение».

Бесспорно, нам нужны новые, эффективные формы взаимодействия аграрного образования, науки и производства. Как один из вариантов предлагается схема, включающая обучение специалистов для конкретного предприятия по составленному бизнес-проекту. Предприятие, которое нуждается во внедрении прогрессивных технологий, дает вузу заказ на подготовку специалиста, способного, например, обеспечить надой молока на 1 корову не менее 7-9 тыс. кг в год. Университет или академия разрабатывают бизнес-проект, в котором излагаются все необходимые для этого условия, и по нему ведут целенаправленное обучение специалиста. Научные работники, возглавляющие работу над научной проблемой, готовят специалиста для реализации конкретного проекта. При необходимости они выезжают на производство, чтобы проанализировать ход осуществления проекта и внести корректировки. Предприятие получает своеобразный бизнес-пакет, содержащий, во-первых, разработанный специально для уровня хозяйства бизнес-проект; во-вторых, специалиста, способного его реализовать, а также исследователя, контролирующего выполнение задуманного и готового сделать целесообразные поправки.

Наращивание промышленных технологий без соответствующей подготовки кадров – занятие, лишенное всякого смысла.

Селу нужен независимый «советчик»

Кто поведет хозяйства к развитию через внедрение инновационных технологий? Кто же познакомит с теоретическими основами и научит, как их реализовать на практике? Американский или немецкий фермер, надаивая по 10-12 тыс. кг на корову в год, не стесняется пользоваться услугами консалтинговых фирм. Дело в том, что существует эффект «замыливания глаз», когда человек постепенно перестает замечать недостатки на своем предприятии. Решая повседневные задачи, фермер не всегда успевает следить за новинками в технологии, за новыми ветеринарными препаратами, сортами сельхозкультур. Консультант, посещая хозяйство один раз в три-четыре недели, видит недостатки и дает профессиональные рекомендации по совершенствованию производства, знакомит специалистов и руководителей хозяйств с новинками в технологиях.

Надо учитывать и другую очень важную сторону хозяйствования: в западноевропейских странах фермеры не брошены в стихию рынка, где конкурируют друг с другом. Они являются членами определенных ассоциаций и союзов (в нашем случае – молочного), в штате которых работают специалисты-консультанты, которые оказывают помощь фермерам по вопросам ветеринарии, кормления и содержания животных, а также разрабатывают рыночную стратегию для всего союза. Это главное!

Вся новейшая информация, необходимая для интенсивного ведения хозяйства, предоставляется сельхозпредприятиям различными консультационными службами, которые имеют широкую консультационную сеть (могут включать Министерство сельского хозяйства, Сельскохозяйственную палату, Крестьянский союз, отраслевые объединения, обслуживающие сельское хозяйство фирмы и даже Союз женщин). Существуют также частные, независимые консультационные бюро. Такая практика обеспечения сельскохозяйственных предприятий высококвалифицированными специалистами существует более, чем в 100 странах мира, и уже давно отработана в европейском и американском аграрном производстве.

Могут ли поездки за границу решить вопрос приобретения современных знаний? 

Как правило, нет! Выезжают за рубеж «за опытом» чаще всего не специалисты, а руководители, к тому же в экскурсионном режиме. Поэтому знания, которые приводят к высоким результатам, почти всегда остаются незамеченными. Здесь уместно отметить: чтобы чему-нибудь научиться, недостаточно пройтись по ферме, а надо поработать на ней 1-2 месяца. Хотя ездить за границу за опытом даже на короткий срок (на международную выставку, экскурсию на современную ферму) специалистам все же надо. Это обогащает новой информацией и дает пример, как надо работать.

Вместе с тем, внедрять надо не только зарубежные технологии, а прежде всего, наш передовой опыт, который всесторонне учитывает специфику белорусских условий. Несмотря на то, что сегодня в стране функционируют различные структуры, оказывающие консультационные услуги в аграрном секторе, для сельхозорганизаций нет надежного советчика, четко ориентированного на из потребности.

Советы из вузов и НИИ – достаточно ли их?

В том виде, в каком эта служба существует сегодня в системе НИИ и учебных центрах, она не в состоянии выполнять поставленные перед ней задачи. Призвание ученых – разрабатывать инновационные технологии, породы скота, сорта растений, биологически активные добавки, препараты и т.д. Создание научно-практических центров, возможно, и приблизило науку к производству, но нельзя превращать ученых в «крепостных» консультантов для нерадеющих хозяйств, упрекая при этом в отсутствии инновационности их разработок. Если ученый по заданию МСХП ездит целый год по хозяйствам и помогает исправлять ошибки производственников (т.е. выполняет функцию консультанта), а потом пишет отчеты и рапорты о проделанной работе, где ему взять время для создания ноу-хау и инновационных технологий? За рубежом научные центры (как правило, при образовательных учреждениях и крупных корпорациях) и консультационные службы давно разделены. Ученый занимается исключительно наукой, а задача консультанта – донести научные знания и технологии на уровень производства и способствовать их эффективному внедрению.

Справочно. Для технологического руководства ежегодно вузами, Научно-практическим центром НАН Беларуси по животноводству и МСХП разрабатываются и издаются рекомендации и технологические регламенты для животноводства. Они имеют статус норматива, обеспечивающего прямой путь к применению прогрессивной научной разработки непосредственно в технологиях.

Ученым следует самим разобраться, какие из существующих рекомендаций наиболее правильные и приближенные к действительности. Необходимо упорядочить принципы разработки этих нормативов, а также процесс доведения их до сельхозпроизводителей, чтобы не вводить последних в заблуждение.

«Следует отметить, что нынешние специалисты райсельхозпродов, работая в структуре консультационных служб, не только сохранят контролирующие функции за соблюдением технологий в производстве, но и существенно их усилят. Уже на новой основе, будучи лично заинтересованными».

А. Попков. Аграрные кадры села: состояние, проблемы и перспективы // «Белорусская нива», 1 июня 2006 г.

P.S. Функции консультанта и чиновника несовместимы по своей сути. Чиновник выискивает недоработки в хозяйстве, чтобы о них сообщить «выше» и принять «соответствующие» меры. Консультанту же предстоит подробно изучить проблему, предложить ее решение, сохранив при этом тайну и доверительные отношения с хозяйственником. Консультант-чиновник всегда будет проводником указаний властных структур, а не интересов хозяйства.

Что должен уметь консультант?

Выбрав работу зоотехника, вы никогда не станете богатым. Но жизнь ваша уж точно не будет скучной. Пожалуй, то же самое можно сказать и об агро-консультантах. Они живут проблемами сельскохозяйственных предприятий. Они приезжают, когда их зовут. Их день проходит на фермах. Хороший консультант – это тот, кто способен разобрать проблему «по косточкам», кто сможет понять, чего же, в конечном счете, хочет клиент, и вместе со специалистами хозяйства на основе своих знаний найдет оптимальные варианты решения. Выбор дальнейших действий, однако, остается за клиентом. Консультант – это не врач, выписывающий рецепт на лекарство. Консультант – это человек, который вместе с клиентом пытается разобраться в сложившейся ситуации и помочь, используя свои профессиональные знания и опыт.

Вопрос: где их взять?

Таких специалистов с таким умением у нас в стране никто не готовит. Только высшего образования, даже ученой степени недостаточно, чтобы специалист было готов «на равных» беседовать со специалистами хозяйств и тем более советовать им что-то. В наших условиях самым простым решением может быть следующее: взять инициативного специалиста сельского хозяйства со стажем и направить его на дополнительные обучение, т.е. научить ученого. Важный этап обучения после вуза – стажировка под руководством опытного наставника в действующей консультативной школе. Для этого должны быть созданы центры обучения кадров информационно-консультационной службы АПК страны.

Востребованность в независимой консультационной службе возникнет сразу, как только на ферме появится настоящий хозяин.

На ферме должен быть хозяин!

Проблему ввода и освоения ферм с промышленной технологией нельзя решать привычным «кавалерийским наскоком». Здесь применима античная мудрость «Festina lente» – «торопись медленно». Осваивать новые технологии на фермах следует не торопясь, вдумчиво, совершенствуя следующий процесс только после получения в освоенном сегменте стабильных результатов. Технолог при этом должен получить возможность приобретать все материально-технические ресурсы, необходимые для эффективной работы.

Пришло время сократить государственные затраты на содержание районного и областного управленческого аппарата, которые обязаны помогать, но очень часто мешают своими нескончаемыми проверками и потоком ненужных «деловых» бумаг, отвлекающими специалистов от решения технологических вопросов.

В управление животноводством должны прийти специалисты с мышлением по законам рынка. Очень важно, чтобы руководителю и специалистам хозяйства было предоставлено больше свободы и прав, включая право на риск. И если государство даст ему это право, хотя бы на короткий период, скажем, на 3 года, можно не сомневаться, что руководитель хозяйства будет использовать любую возможность для развития производства. К тому же, он научится нести ответственность за свои действия, без оглядки на указания, а чаще – наказания «сверху».

Есть разные формы подготовки собственников для аграрной и животноводческой сферы. К примеру, во Франции молодые люди, имеющие соответственное образование, могут взять ферму в аренду на три года с минимальной арендной платой, а то и вовсе бесплатно. Обязательное условие – работа под «присмотром» опытного менеджера, который по истечении оговоренного срока делает заключение о том, целесообразно ли в дальнейшем оставлять за арендатором объект хозяйствования. И только после прохождения этого этапа кандидат в собственники уже целенаправленно зарабатывает деньги на то, чтобы полностью выкупить готовую ферму, причем на льготных условиях.

Сегодня никому не надо доказывать, что без поддержки государства сельскому хозяйству не выжить. И речь здесь не только о прямой финансовой помощи или реструктуризации накопившихся огромных долгов. Мы должны сосредоточиться на структурных преобразованиях – помочь ферме приобрести хозяина.

Успешное развитие нашего сельского хозяйства возможно только на основе повышения интеллектуального потенциала села и совершенствования производственных отношений. А для этого необходимо дальнейшее развитие предпринимательской инициативы в хозяйственной деятельности, порождающей как мастерство, так и экономический успех всего аграрного сектора. Уважение к личности работника на селе должно не только доноситься со страниц газет и экрана телевизора, но стать привычным правилом общения в нашей повседневной жизни.

Журнал «Наше сельское хозяйство», №№ 4-5, 2010 г.



Все новости

© 2012 СП “Унибокс” ООО

Республика Беларусь, 220075, г. Минск, ул. Селицкого 9б

Разработка сайта —